Авторизация Switch to english version
Поиск по сайту
РД-170/171

Посмотреть фотогалерею


Разработка двигателей РД-170 и РД-171 для первых ступеней РН «Энергия» и РН «Зенит» соответственно началась в 1976 году. Их разработка стала качественно новым шагом в создании ЖРД. Самый мощный в мире четырехкамерный ЖРД обладает наивысшим уровнем параметров и характеристик для двигателей данного класса, работает на экологически чистых компонентах топлива: жидкий кислород и керосин. Двигатель для РН «Энергия» предназначен для многоразового использования и аттестован для 10-кратного использования. Один из экземпляров двигателя был испытан на огневом стенде до 20 раз. Двигатель характеризуется высокой надежностью функционирования, ремонто- и контролепригодностью и имеет большой запас по ресурсу (не менее 5). Управление вектором тяги двигателя осуществляется благодаря созданию уникального сильфонного узла качания камер, работающего в зоне высокотемпературного газового потока. Двигатели прошли около 900 огневых испытаний с общей наработкой свыше 100000 сек.

Первый запуск РН «Зенит» с двигателем РД-171 был осуществлен в апреле 1985 г. В 1987г и 1988г состоялись запуски РН «Энергия» с двигателями РД-170. С 1999 г. эксплуатация двигателей РД-171 продолжается и в составе РН «Зенит 3 SL » по программе «Морской старт».

 


 
  

Основные параметры семейства двигателей РД-170/171  

 

Жидкостной ракетный двигатель с дожиганием окислительного газа

Топливо - кислород + керосин

Модификации двигателя

 
РД -170
РД-171
РД-171М
Тяга, земная / пустотная, тс
740 / 806
740 / 806
740 / 806
Удельный импульс, земной / пустотный, сек
309 / 337
309 / 337
309,5 / 337,2
Давление в камере сгорания, кгс/см2
250
250
250
Масса, сухая / залитая, кг
9750 / 10750
9500 / 10500
10295 / 11295*
Габариты, высота / диаметр, мм
4000 / 3800
4015 / 3565
4015/ 3565
Период разработки
1976-1988
1976 – 1986
1992 – 1996
2003 - 2004
Назначение
РН "Энергия"
РН "Зенит"
РН "Зенит"

* с учетом масс донного экрана, теплообменника, систем приводов автоматики, датчиков, кабельной сети телеметрии и контроля температур


Базовый двигатель РД-170/171 был разработан в 1976-1986гг. В 1992-1996 гг. велись работы над форсированным вариантом двигателя РД-171 (к 1996г были испытаны 28 двигателей). На 6 двигателях усовершенствованной конструкции было наработано 5500 сек, причем на одном двигателе наработка составила 1590 сек.

Работы по модернизации двигателя РД-171 для использования в программе «Морской старт» были продолжены в 2003-2004 гг. Сертификация двигателя РД-171М завершена 5 июля 2004 г – на сертификационном двигателе проведено 8 испытаний продолжительностью 1093,6 сек, причем последнее испытание (сверх плана) – на режиме 105%. Первый товарный двигатель РД-171М поставлен в Украину 25 марта 2004г после проведения КТИ продолжительностью 140 сек.

Серийное производство двигателя РД-171М осуществляется на заводе НПО ЭНЕРГОМАШ в Химках.

Эксплуатация двигателей РД-171М осуществляется в программах «Морской старт», «Наземный старт» и ФКП России.

 

Информация НПО «Энергомаш» по результатам расследования причин отказа двигателя РД171М при огневом приемочном испытании.

25 декабря 2009 года при проведении огневого приемочного испытания двигателя РД171М на стенде ОАО «НПО Энергомаш» произошел отказ двигателя с разрушением материальной части двигателя и отдельных систем стенда. Комиссия, в состав которой вошли специалисты различных подразделений ОАО «НПО Энергомаш», рассмотрев результаты обработки телеметрических измерений и результаты анализа состояния материальной части, результаты проведенных расчетных оценок и результаты специально организованных и проведенных экспериментальных исследований заключила следующее.

1. Отказ двигателя при его работе на номинальном режиме тяги произошел в результате возгорания на 17,6 сек в газовой полости за турбиной ТНА в месте соединения выхлопного коллектора турбины с газовым трактом одной из камер (камера №2). Развитие горения привело на 18,2 сек к разрушению газового тракта двигателя за турбиной, взрыву и пожару.

2. Инициирование возгорания произошло в результате попадания внутрь газовой полости постороннего предмета (вещества) в процессе изготовления двигателя, который не мог быть обнаружен проведенными штатными процедурами осмотра и контроля.

3. Признана наиболее вероятной органическая природа постороннего предмета (вещества) попавшего внутрь газового тракта в процессе работ с подсборкой «блок газоводов» двигателя.

4. Выявленная причина отказа двигателя РД171М не требует принятия корректирующих мероприятий для двигателей РД171М, РД180 и РД191 прошедших огневые приемочные испытания.

5. Комиссия разработала и рекомендовала комплекс корректирующих мероприятий как на предотвращение попадания посторонних предметов (веществ) во внутренние полости всех наименований двигателей, так и введение дополнительной процедуры осмотра газового тракта двигателей на завершающих стадиях сборки.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Новости

17 апреля 2014
Успешный пуск РН «Союз-У» Подробнее
17 апреля 2014
«Космос – моя судьба»: новая книга в библиотеке предприятия Подробнее
17 апреля 2014
Весенняя уборка Подробнее
16 апреля 2014
Международный форум «Двигателестроение» открыт Подробнее
16 апреля 2014
С юбилеем! Подробнее
16 апреля 2014
В наш адрес поступают поздравления Подробнее
© 2014 НПО Энергомаш. Все права защищены