Авторизация Switch to english version
Поиск по сайту
РД-120

Посмотреть фотогалерею


Разработка двигателей РД-120 для второй ступени РН «Зенит» началась в 1976 году. Этот однокамерный двигатель создавался по схеме с дожиганием окислительного газа и с учетом большой степени расширения обладает высокой величиной удельного импульса тяги – 350 сек в пустоте. Управление полетом ракеты осуществляется за счет использования на второй ступени автономного четырехкамерного рулевого двигателя разработки КБ «Южное». Двигатель имеет высокий уровень надежности – не ниже 0,992, каждый экземпляр двигателя проходит ресурсное контрольно-технологическое огневое испытание с последующей поставкой заказчику без переборки, при этом гарантированный ресурс двигателя – не менее пяти рабочих ресурсов сверх штатного. Первый полет РН «Зенит» с двигателем РД-120 состоялся в апреле 1985 г

Экспериментальная разработка двигателей РД-120 проводилась в НПО Энергомаш, включая их производство до 1982 г., а серийное производство двигателей РД-120 осуществляется в ПО «Южмашзавод» в Днепропетровске, Украина.

  

 


Основные параметры семейства двигателя РД-120

Жидкостной ракетный двигатель с дожиганием окислительного газа

Топливо  кислород + керосин 

Модификации двигателя

РД-120
РД-120 форсированный
РД-120К
Тяга, земная / пустотная, тс
- / 85
- / 93
80 / 87
Удельный импульс, земной / пустотный, сек
- / 350
- / 350
304,4 / 330
Давление в камере сгорания, кгс/см2
166
181,6
179,8
Масса, сухая / залитая, кг
1125 / 1285
1125 / 1285
1080
Габариты, высота / диаметр, мм
3872 / 1954
3872 / 1954
2435 / 1400
Период разработки
1976 - 1985
2001 - 2003
1986 -
Назначение
РН "Зенит"
РН "Зенит 3 SL"
перспективная РН

 

Значительные запасы работоспособности основных агрегатов и двигателя в целом позволили создать на его основе форсированную на 10% по тяге модификацию с обеспечением уровня тяги 93 тс и с гарантийным запасом еще в 5% и довести его ресурс по времени работы одного двигателя до 4260 сек, а по числу включений – до 19, что позволяет рассматривать двигатель РД-120 и как основу для создания многоразового двигателя. Эти работы по модернизации двигателя были выполнены в 2001-2003 гг. 4 двигателя прошли 28 огневых испытаний с наработкой 8135 сек. Первый пуск РН Зенит с форсированным двигателем РД-120 по программе «Морской старт» успешно выполнен в июне 2003г. Форсированные двигатели РД-120 эксплуатируются в программах «Морской старт», «Наземный старт» и ФКП России.

Также спроектирована земная модификация двигателя РД-120 (с коротким соплом), которая предназначается для первых ступеней перспективных РН. Было проведено 2 огневых испытания одного двигателя. Однокамерный двигатель с коротким соплом имеет 2 (или 4) рулевые камеры для управления полетом ракеты.

 

Новости

24 апреля 2014
Богатыри НПО Энергомаш Подробнее
22 апреля 2014
Апрельский День качества Подробнее
22 апреля 2014
Школьники на НПО Энергомаш Подробнее
21 апреля 2014
Энергомашевцы первые в труде и в спорте! Подробнее
21 апреля 2014
Золотые страницы НПО: Первое огневое испытание на стенде № 2 ОКБ-456. Подробнее
18 апреля 2014
Путешествие в Синь России Подробнее
© 2014 НПО Энергомаш. Все права защищены