Новости

пнвтсрчтптсбвс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       

Вехи истории

Так раньше называлось НПО ЭНЕРГОМАШ имени академика В.П.Глушко:

 

15 мая 1929г  - Газодинамическая лаборатория Военно-научно-исследовательского комитета при Реввоенсовете СССР, Ленинград  

1930г - Газодинамическая лаборатория Технического штаба начальника вооружений РККА 

1932г  - Газодинамическая лаборатория Управления военных изобретений начальника вооружений РККА   

21 сентября 1933г - Ленинградское отделение РНИИ РККА   

31 октября 1933г - Ленинградское отделение РНИИ Наркомата тяжелой промышленности   

3 января 1934г - Реактивный научно-исследовательский институт НКТП, Москва   

2 января 1937г - НИИ №3 Наркомата оборонной промышленности   

Сентябрь 1939г - Спецгруппа 4-го Спецотдела НКВД при авиамоторостроительном заводе №82 Наркомата авиационной промышленности, Тушино Московской области   

Лето 1940г - Спецгруппа ОКБ 4-го Спецотдела НКВД при авиазаводе №27 (затем №16) НКАП, Казань   

1941г - Конструкторское бюро ОКБ 4-го Спецотдела НКВД при авиазаводе №16 НКАП   

Август 1944г - ОКБ-СД (спецдвигателей) НКАП   

3 июля 1946г - ОКБ завода №456 Министерства авиационной промышленности, Химки, Московской области   

7 декабря 1950г - ОКБ-456 Министерства вооружений   

Апрель 1953г - ОКБ-456 Министерства оборонной промышленности   

Декабрь 1957г - ОКБ-456 Государственного комитета оборонной техники   

Март 1965г - ОКБ-456 Министерства общего машиностроения    

1 января 1967г - КБ ЭНЕРГОМАШ МОМ   

22 мая 1974г КБ ЭНЕРГОМАШ НПО “Энергия” МОМ  

19 января 1990г - НПО ЭНЕРГОМАШ МОМ   

15 мая 1991г - НПО ЭНЕРГОМАШ имени академика В.П.Глушко МОМ   

20 ноября 1991г - НПО ЭНЕРГОМАШ имени академика В.П.Глушко Департамента общего машиностроения Министерства промышленности   

17 ноября 1992г - НПО ЭНЕРГОМАШ имени академика В.П.Глушко Государственного комитета по оборонным отраслям промышленности   

1 октября 1994г - НПО ЭНЕРГОМАШ имени академика В.П.Глушко Российского космического агентства        

22 октября 1997г - Федеральное государственное унитарное предприятие НПО ЭНЕРГОМАШ имени академика В.П.Глушко РКА  

16 марта 1998г - Открытое акционерное общество НПО ЭНЕРГОМАШ имени академика В.П.Глушко       

           


2 сентября 1908г    Родился В.П.Глушко - выдающийся ученый и конструктор ракетно-космических систем, основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения.

Март 1921г    Организована Лаборатория для разработки изобретений Н.И.Тихомирова (реактивных снарядов на порохе) в Москве.

1925г    Лаборатория Н.И.Тихомирова переведена в Ленинград.

Июнь 1928г    Лаборатория Н.И.Тихомирова получила название Газодинамическая лаборатория (ГДЛ) с подчинением Военно-исследовательскому комитету при Реввоенсовете СССР.

1928-29г    Студент Ленинградского университета В.П.Глушко готовит дипломный проект, специальный раздел которого посвящен теории и конструкции электротермического ракетного двигателя.

18 апреля 1929г    В.П.Глушко представляет проект первого в мире электротермического ракетного двигателя в ленинградский отдел Комитета по делам изобретательства.

15 мая 1929г    Создание в ГДЛ подразделения по разработке электрических и жидкостных ракет и ракетных двигателей под руководством В.П.Глушко. Дата основания НПО ЭНЕРГОМАШ имени академика В.П.Глушко - ведущего предприятия по разработке мощных жидкостных ракетных двигателей.

1929-30гг    Работы над электротермическим реактивным двигателем проводятся в помещении высоковольтной лаборатории Электрофизического института в Лесном (Ленинград).

1930г    Начальником ГДЛ назначен Б.С.Петропавловский.

Весна 1930г    Переезд группы В.П.Глушко в помещение ГДЛ на территории Научно-исследовательского артполигона в Ржевке под Ленинградом.

1930г    Впервые предложены для использования в ЖРД азотная кислота, азотный тетроксид, перекись водорода, хлорная кислота, тетронитрометан и бериллий.

1930г    Разработана конструкция и начато изготовление первого отечественного ЖРД ОРМ-1 конструкции В.П.Глушко.

1930-33гг    Спроектированы неуправляемые жидкостные ракеты РЛА-1 и РЛА-2 и управляемая жидкостная ракета РЛА-3.

Лето 1931г    Разработан и впервые в СССР испытан ЖРД ОРМ конструкции В.П.Глушко.

15 июля 1931г    Начальником ГДЛ назначен Н.Я.Ильин.

1931г    Впервые предложено применять самовоспламеняющееся топливо и химическое зажигание.

1931г    Проведено 47 огневых испытаний ЖРД ОРМ и ОРМ-1.

1931г    Разработаны конструкции двигателей ОРМ-2 и ОРМ-3.

1931-32гг    Испытания ЖРД серии ОРМ, а также исследования жидких топлив проводятся на Научно-испытательном артиллерийском полигоне ( Ржев ка , Ленинград).

25 июля 1932г    Заключено соглашение с НИМТИ (Научно-ислледовательский минно-торпедный институт) на изготовление ЖРД ОРМ-52 для морских торпед. ОРМ-52 предполагалось использовать и в качестве вспомогательной силовой установки для самолета И-4 для ВВС.

Лето 1932г    ГДЛ посетили сотрудники ГИРД из Москвы во главе с С.П.Королевым.

1932г    Разработаны экспериментальные ЖРД от ОРМ-4 до ОРМ-22. Проведено 53 огневых испытания ЖРД семейства ОРМ.

1932г    Впервые в СССР применены центробежные форсунки в ЖРД ОРМ-12.

1932г    ГДЛ переходит в подчинение Управления военных изобретений начальника вооружений РККА.

1932г    Конструкторский сектор по ЖРД под руководством В.П.Глушко размещается в здании Главного Адмиралтейства (Ленинград).

1932г    Создан завод №84 Наркомата тяжелого машиностроения для ремонта самолетов гражданского воздушного флота в Химках Московской области.

Конец 1932г    Начальником ГДЛ назначен И.Т.Клейменов.

30 декабря 1932г    Совещание в ГДЛ по обсуждению проекта жидкостной ракеты РЛА-100 с участием Ветчинкина, Венцеля, Стечкина и др.

1932-33гг    Испытательные стенды и мастерские по изготовлению ЖРД серии ОРМ размещаются в Иоанновском равелине Петропавловской крепости (Ленинград).

18-20 января 1933г    Вторичное посещение ГДЛ руководством и специалистами ГИРД из Москвы.

Начало 1933г    Проведена серия испытаний ЭРД с помощью новой мощной импульсной установки в Петропавловской крепости, на этом работы по ЭРД были прекращены.

Начало 1933г    Начальник вооружений РККА М.Н.Тухачевский присутствует на испытаниях двигателей ОРМ в ГДЛ.

1933г    Разработаны конструкции и испытаны двигатели серии ОРМ: ОРМ-23 ... ОРМ-52 на азотнокислотно-керосиновом топливе.

21 сентября 1933г    Приказ Реввоенсовета о формировании первого отечественного Реактивного научно-исследовательского института РККА в Москве путем объединения ГДЛ при Управлении Военных Изобретений и МосГИРД при ОСОАВИАХИМ.

1 октября 1933г - 2 января 1934г -   Продолжение работ подразделения В.П.Глушко в составе Ленинградского отделения РНИИ.

31 октября 1933г    Постановление Совета Труда и Обороны о переводе РНИИ в состав Наркомата тяжелой промышленности.

Ноябрь 1933г    Проведены первые официальные стендовые испытания двигателя ОРМ-50 тягой 150кг с химическим зажиганием для ракеты 05 конструкции МосГИРД. Двигатель затем прошел стендовые испытания в составе ракеты и работал при пуске ракеты 05 с полигона ГИРД в Нахабино под Москвой.

Конец 1933г    Проведены предварительные пневмогидравлические испытания жидкостной ракеты РЛА-2.

Декабрь 1933г    Проведены официальные стендовые испытания двигателя ОРМ-52 тягой 300кг с химическим зажиганием для ракет серии РЛА и морской торпеды.

31 декабря 1933г    Летное испытание ракеты РЛА-1 с двигателем ОРМ-52 не состоялось из-за неоткрытия пускового клапана при сильном морозе.

3 января 1934г    Переезд В.П.Глушко и его сотрудников в Москву для продолжения работ по ЖРД в составе РНИИ. В.П.Глушко назначен начальником сектора “Азотнокислотные ЖРД”отдела №2.

1934-35гг    Разработка семейства экспериментальных ЖРД ОРМ-53...ОРМ-64.

20 октября 1935г    Заключен договор с Остехбюро на выполнение работы “Газогенератор для морских торпед”.

1935-1936гг    Разработка конструкции газогенератора ГГ-1 на азотной кислоте и керосине с впрыском воды.

15 марта 1936г    Начало разработки ЖРД ОРМ-65.

5 ноября 1936г    Официальные стендовые испытания ЖРД ОРМ-65 тягой до 175кг на азотнокислотно-керосиновом топливе для ракетоплана РП-318 и крылатой ракеты 212. Подписан акт о сдаче двигателя.

2 января 1937г    РНИИ НКТП переименован в НИИ №3 с подчинением Наркомату оборонной промышленности (НКОП).

22 марта 1937г    Приказ наркома оборонной промышленности о премировании В.П.Глушко за создание первого ракетного двигателя на азотном топливе (ОРМ-65).

29 апреля 1937г    Проведено первое наземное огневое испытание ОРМ-65 №1 в составе ракеты 212.

27 августа 1937г    Проведены официальные стендовые испытания первого отечественного газогенератора ГГ-1 общей продолжительностью 1 час 46 мин.

16 декабря 1937г    Первое огневое наземное испытание ЖРД ОРМ-65 №1 в составе ракетоплана РП-318.

17 декабря 1937г-11 января 1938г    Проведено еще 20 наземных огневых испытаний ЖРД ОРМ-65 №1 в составе ракетоплана РП-318.

1937-1938г    Проведено 13 наземных огневых испытаний ЖРД ОРМ-65 в составе крылатой ракеты 212.

3 февраля - 15 апреля 1938г    Проведено 9 наземных огневых испытаний ЖРД ОРМ-65 №2 в составе ракетоплана РП-318.

23 марта 1938г    Арест В.П.Глушко по делу антисоветской троцкистко-вредительской организации в НИИ №3.

29 января и 8 марта 1939г    Два летных испытания ЖРД ОРМ-65 №2 конструкции В.П.Глушко в составе крылатой ракете 212.

15 августа 1939г    Постановление Особого Совещания при Наркоме Внутренних Дел СССР о заключении В.П.Глушко в ИТЛ на 8 лет.

Осень 1939г - лето 1940г    В.П.Глушко получил возможность продолжить работы по ЖРД в спецгруппе 4-го Спецотдела НКВД при Тушинском авиамоторостроительном заводе №82. Разработка проектов мощного газогенератора ГГ-3 и установки ЖРД (на базе ОРМ-65) в качестве ускорителя на самолет С-100 и “Сталь- 7” .

1940-44гг    Работы В.П.Глушко и его сотрудников продолжаются в ОКБ 4-го Спецотдела НКВД при авиазаводе №27 (затем №16) в Казани.

1940-41гг    Разработка проекта установки ЖРД в качестве ускорителя на самолет для ВВС.

30 октября 1941г    Завод №84 из Химок эвакуирован в Ташкент. На оставшихся площадях организованы мастерские для ремонта фронтовых самолетов, переведенные в конце 1941г на завод №89 в Тушино.

1941г    В.П.Глушко назначен главным конструктором по ЖРД в ОКБ 4-го Спецотдела при заводе №16.

1941-46гг    Разработка одно-, двух, трех- и четырехкамерных самолетных реактивных установок с насосной подачей топлива с тягой от 300 до 1200кг.

16 апреля 1942г    Создан государственный союзный завод №456 НКАП в Химках для ремонта самолетов различных типов на территории завода №84, эвакуированного в Ташкент.

1942г    Проведены стендовые доводочные испытания камеры сгорания РО1-1 (для ЖРД РД-1) общей продолжительностью 1 час 10мин за 25 пусков без съема со стенда.

1942г    Начало проектирования автономного ТНА для самолетных ЖРД.

1942г    ОКБ 4-го Спецотдела НКВД при заводе №16 посетили В.Ф.Болховитинов и А.М.Исаев для знакомства с работами по ЖРД.

1942-44гг    С.П.Королев работает в составе ОКБ 4-го Спецотдела НКВД при заводе №16, занимаясь установкой ЖРД конструкции В.П.Глушко на самолеты.

1943г    Проведены официальные стендовые испытания РД-1.

22 августа - 18 ноября 1943г    Первые официальные летные испытания ЖРД РД-1 на самолете Пе-2Р (проведено 40 полетов с включением ЖРД).

1943-46гг    Летные испытания двигателей РД-1 и РД-1ХЗ на самолетах Пе-2, Ла-7 и 120Р, Як-3, Су-6 и Су-7 (около 400 пусков двигателей).

1944г    Двигатели РД-1 в двух модификациях запущены в серийное производство по решению Государственного Комитета Обороны.

Июль 1944г    Начало р азработк и двигателя РД-1ХЗ с введением системы повторного химического зажигания.

27 июля 1944г    Постановление Президиума Верховного Совета СССР о досрочном освобождении со снятием судимости В.П.Глушко и группы сотрудников ОКБ 4-го Спецотдела НКВД при заводе №16 (всего 35 человек).

30 октября 1944г    Авиаконструкторы Яковлев, Лавочкин и Сухой приказом НКАП обязывались создавать самолеты с реактивными двигателями.

7 декабря 1944г    Организация ОКБ спецдвигателей (ОКБ-СД) Наркомата авиационной промышленности во главе с В.П.Глушко на базе ОКБ 4-го Спецотдела при заводе №16 в Казани.

1944-45гг    С.П.Королев работает в ОКБ-СД зам. главного конструктора. Заместителями главного конструктора работают также Г.С.Жирицкий и Д.Д.Севрук.

1944-45гг    Проведены испытания опытного трехкамерного ЖРД РД-3 с ТНА.

22 января 1945г    Осуществлен первый полет самолета Як-3РД с ЖРД РД-1ХЗ.

1945г    Проведены наземные и летные испытания самолета Пе-2Р с ЖРД РД-1ХЗ в Летно-исследовательском институте под Москвой.

Июль 1945г    В.П.Глушко направлен в Германию для работы в составе Особой правительственной комиссии под руководством генерала Л.М.Гайдукова.

1945г    Двигатель РД-1ХЗ запущен в серийное производство.

Август 1945г - январь 1947г    Работа в Германии под руководством В.П.Глушко группы специалистов ОКБ-СД.

Сентябрь 1945г    Первое награждение сотрудников ОКБ-СД правительственными орденами и медалями. В.П.Глушко и Д.Д.Севрук награждены орденами Трудового Красного Знамени, С.П.Королев, Г.С.Жирицкий, Н.Н.Артамонов, Г.Н.Лист, Н.С.Шнякин - орденами “Знак Почета”, большая группа сотрудников награждена медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне”.

Сентябрь 1945г - январь 1947г    Директором испытательной базы в Леестене работает сотрудник ОКБ-СД В.Л.Шабранский.

Октябрь 1945г    В.П.Глушко в составе группы советских специалистов присутствует на демонстрационном пуске ракеты Фау-2 в английской оккупационной зоне.

23 ноября 1945г    В.П.Глушко подает докладную записку председателю Особой правительственной комиссии генералу Л.М.Гайдукову о результатах работы группы сотрудников ОКБ-СД в Германии и с предложениями о развитии ракетной техники в СССР.

19 января 1946г    Завод №456 определен приказом НКАП как филиал опытного производства КБ С.В.Ильюшина.

Февраль 1946г    Создание института “Нордхаузен” в Германии под руководством генерала Л.М.Гайдукова, в состав которого вошли завод “Монтанья” по производству ЖРД для Фау-2 и база огневых испытаний ЖРД в Леестене (завод “Форверк-Митте”), руководимые В.П.Глушко.

14 марта 1946г    Директором завода №456 назначен Б.И.Свет.

13 мая 1946г    Принято Постановление Правительства о развитии ракетной техники в СССР, определившее первоочередной задачей воспроизводство ракеты А-4 из отечественных материалов. Головным министерством по ЖРД определено Министерство авиационной промышленности.

3 июля 1946г    Приказ Министра авиапрома о перепрофилировании авиаремонтного завода №456 под производство ЖРД и переводе в Химки ОКБ-СД из Казани. Главным конструктором ОКБ при заводе №456 назначен В.П.Глушко.

18 августа 1946г    Первая в мире публичная демонстрация летательного аппарата в полете с работающим ЖРД - показ на авиационном параде в Тушино самолета-истребителя 120Р с двигателем РД-1ХЗ.

29 сентября 1946г    Распоряжение Правительства о передислоцировании ОКБ-СД на завод №456.

1 октября 1946г    Директором завода №456 назначен А.Г.Плоскинный.

Октябрь 1946г    Двигатель РД-1ХЗ прошел государственные испытания.

1 ноября 1946г    Директором завода №456 назначен Л.А.Гришин.

Ноябрь-декабрь 1946г    Переезд коллектива ОКБ-СД из Казани на завод №456 в Химках.

Декабрь 1946г    Организация опытного производства в ОКБ-456 в составе механического, слесарно-сварочного и сборочных цехов.

Декабрь 1946г    Получена из Германии первая партия конструкторской и технологической документации для воспроизводства двигателей ракеты А-4.

1946г    Проведены официальные испытания ЖРД РД-2.

Конец 1946г - 50г    Работа в ОКБ-456 группы немецких специалистов (23 человека), занятых в работах по воспроизводству двигателя ракеты А-4.

Январь 1947г    Прибытие в Химки группы сотрудников ОКБ-СД после командировки в Германию.

13 февраля 1947г    В.А.Витка назначен зам. главного конструктора.

Начало 1947г    Получение из Германии оборудования завода “Монтания”, а также 14 собранных ЖРД ракеты А-4 и деталей и узлов для сборки еще 15 ЖРД.

Февраль 1947г    Получена из Германии вторая партия конструкторской и технологической документации для воспроизводства двигателей ракеты А-4.

11 марта 1947г    Отчет по государственным испытаниям двигателя РД-1ХЗ утвержден И.В.Сталиным.

31 марта 1947г    Завершен выпуск чертежей всех основных агрегатов ЖРД РД-100.

Апрель 1947г    Начало проработки ракеты Р-3. Раздел эскизного проекта по ДУ выполнялся на конкурсной основе ОКБ-456 В.П.Глушко и НИИ-1 МАП при руководстве работами А.И.Полярного. В дальнейшем принято решение о переходе к разработке ракеты Р-5.

26 июля 1947г    Принято Постановление СМ СССР о проведении в сентябре-октябре 1947г опытных пусков двух серий ракет А-4, собранных в Германии (серия Н) и СССР (серия Т).

16 октября 1947г    Проведено первое огневое испытание ракеты А-4 на стенде полигона Капустин Яр.

18 октября 1947г    Выполнен первый пуск ракеты А-4 с полигона Капустин Яр.

Октябрь 1947г    Двигатель РД-2 прошел государственные испытания.

Октябрь - 13 ноября 1947г    Проведены пуски 11 ракет А-4, из них пять успешно.

Осень 1947г    Определено место для строительства временного стенда огневых испытаний ЖРД на территории ОКБ-456 в Химках.

16 ноября 1947г    Отчет по государственным испытаниям двигателя РД-2 утвержден И.В.Сталиным.

Конец 1947г    Первый ЖРД РД-100 производства ОКБ-456 готов к заводским испытаниям.

1947-51гг    Проводятся работы над экспериментальным ЖРД РД-110 для баллистической ракеты дальнего действия.

Февраль 1948г    Создана лаборатории огневых испытаний (ЛОИ) №51 в ОКБ-456.

14 апреля 1948г    Принято Постановление правительства о создании первой ракеты Р-1 из отечественных материалов на базе немецкой ракеты А-4.

24 мая 1948г    Проведено первое огневое испытание ЖРД РД-100 на стенде №1 ОКБ-456 в Химках.

17 сентября 1948г    Начало летных испытаний первой серии ракеты Р-1 с ЖРД РД-100 с полигона Капустин Яр.

10 октября 1948г    Осуществлен первый успешный пуск ракеты Р-1 с ЖРД РД-100.

Сентябрь - 5 ноября 1948г    Проведен первый этап ЛКИ ракеты Р-1: из девяти ракет цели достигла только одна.

1948-49гг    Разработана и испытана конструкция экспериментальной модельной камеры ЭД-140, предназначенной для разработки конструкции смесительных головок ЖРД РД-110. Сварно-паяная конструкция этой камеры стала базовой конструкцией всех камер сгорания разработки ОКБ-456 и других двигателестроительных КБ страны.

26 апреля 1949г    Начало огневых испытаний экспериментальной камеры КС-50 («Лилипут»).

30 апреля 1949г    Выполнено первое испытание ЖРД РД-100 ракеты Р-1 на стенде в НИИ-88 для отработки зажигательного устройства.

Апрель - май 1949г    Летные испытания ракеты Р-1А: всего проведено шесть пусков, в том числе и с научными приборами для геофизических исследований.

25 мая 1949г    Проведены контрольно-сдаточные испытания стенда с экспериментальной камерой КС-50. Один такой стенд был поставлен в ИГИ АН СССР для научно-исследовательских работ по высокоэнергетическим топливам.

21 июня 1949г    Проведены огневые испытания экспериментальной камеры КС-50 на алюминиево-магниевой суспезии с кислородом.

Июль 1949г    Проведение доводочных испытаний ракеты Р-2Э (с включением ЖРД РД-101 на предварительную ступень) на временной площадке в лесу около станции Подлипки.

25 сентября 1949г    Осуществлен первый полет ракеты Р-2Э с ЖРД РД-101.

Сентябрь - октябрь 1949г    Проведен второй этап ЛКИ ракеты Р-1 с ЖРД РД-100: из 20 ракет 17 выполнили свою задачу.

1949г    Проведены официальные заводские испытания ЖРД РД-101.

Декабрь 1949г    Первое огневое испытание ракеты Р-1 с ЖРД РД-100 на испытательной станции №1 в Загорске.

1949 - 52гг    Разработка и исследование конструкции щелевого пояса внутреннего охлаждения с тангенциальной закруткой пелены горючего в конструкции экспериментальной камеры ЭД-140.

Октябрь - декабрь 1950г    Проведены летные испытания первой партии ракет Р-2 с ЖРД РД-101 на полигоне Капустин Яр. Все 12 пусков неудачны.

25 ноября 1950г    Ракета Р-1 с ЖРД РД-100 принята на вооружение.

1950-51гг    Конструкторско-технологическая документация на ЖРД РД-100 передана на завод в Днепропетровске для налаживания серийного производства этих ЖРД.

Апрель 1951г    Введен в строй стенд №2 для огневых испытаний ЖРД.

1 июня 1951г    Подписан приказ Министерства вооружения СССР об организации серийного производства ракет Р-1(8А11) на заводе №586 в Днепропетровске.

2-27 июля 1951г    Проведен второй этап летных испытаний ракеты Р-2. Из 13 ракет 12 достигли цели.

22 июля 1951г    Осуществлен запуск геофизической ракеты Р-1Б (1ВБ) с ЖРД РД-100.

Октябрь 1951г    Разработан проект ракеты Р-5 с ЖРД РД-103 вместо ракеты Р-3.

30 ноября 1951г    Подписан приказ Министерства вооружения СССР об организации серийного производства ракеты Р-2 с ЖРД РД-101 на заводе №586 в Днепропетровске.

8 августа - 18 сентября 1952г    Проведены контрольные испытания ракет Р-2 с ЖРД РД-101. По результатам ракета Р-2 принята на вооружение.

15 августа 1952г    Введен в строй испытательный стенд №1 на объекте 100 (балка Россоховатая) при заводе №586 в Днепропетровске. Проведен первый пуск ЖРД РД-100 (8Д51).

23 августа 1952г    Директором завода №456 назначен В.А.Колычев.

28 ноября 1952г    Начало серийного производства ракет Р-1 с ЖРД РД-100 из узлов собственного изготовления на заводе №586 в Днепропетровске.

1952-54гг    Проводятся работы над двигателями РД-105 и РД-106.

1953г    Проведение огневых стендовых испытаний ракеты Р-5 с ЖРД РД-103 в филиале НИИ-88 (теперь НИИХиммаш) в Загорске.

13 февраля 1953г    Принято Постановление Правительства об исследованиях по созданию двухступенчатой баллистической ракеты (Р-7).

15 марта 1953г    Проведено успешное летное испытание ракеты Р-5 с ЖРД РД-103.

19 апреля 1953г    Осуществлено первое успешное летное испытание ракеты Р-5 с ЖРД РД-103 на максимальную дальность.

Апрель 1953г    Введен в строй стенд №3 для огневых испытаний ЖРД.

Октябрь 1953г    Введен в строй испытательный стенд №2 при заводе №586 в Днепропетровске, на котором началась отработка ЖРД РД-101.

Октябрь- декабрь 1953г    Проведен второй этап летных испытаний ракеты Р-2 с ЖРД РД-103.

3 декабря 1953г    Принято Постановление Правительства о начале работ по использованию жидкого фтора и его химических соединений силами ОКБ-456 на территории ГИПХ под Ленинградом.

1954г    Решение о создании на Карельском перешейке испытательного полигона для работ со фтором и его соединениями, впоследствии Приморского филиала КБ ЭНЕРГОМАШ.

Январь 1954г    На Совете главных конструкторов принято решение об использовании унифицированного ЖРД для всех блоков ракеты Р-7.

10 апреля 1954г    Принято Постановление Правительства о разработке ракеты Р-5М с ЖРД РД-103М для доставки ядерного заряда.

20 мая 1954г    Принято Постановление Правительства о разработке двухступенчатой баллистической ракеты Р-7 и ракеты Р-5РД в интересах создания ракеты Р-7.

Август 1954г - февраль 1956г    Проведен третий этап летных испытаний ракеты Р-5 с ЖРД РД-103.

27 октября 1954г    Приказом Министерства оборонной промышденности ОКБ-456 и завод №456 объединены под руководством начальника и главного конструктора ОКБ-456 с опытным заводом В.П.Глушко.

27 октября 1954г    В.А.Витка назначен первым зам. главного конструктора (до 1961г).

1954г    Начаты огневые испытания камеры ЖРД РД-107 и РД-108 в составе экспериментальной установки с «шапкой», изготовленной из доработанных агрегатов ЖРД РД-103.

1954г    Организована лаборатория №62 на территории завода ГИПХ под Ленинградом.

20 ноября 1954г    Эскизный проект ракеты Р-7 одобрен Правительством.

1954г    Начало работ по ЖРД РД-214 для ракеты Р-12.

21 января 1955г    Проведено первое летное испытание ЖРД РД-103М в составе ракеты Р-5М.

Начало 1955г    Осуществлено первое огневое испытание ЖРД РД-107 в четырехкамерном варианте без рулевых камер.

1955г    Ракета Р-5 с ЖРД РД-103 принята на вооружение.

13 августа 1955г    Принято Постановление Правительства о разработке ракеты Р-12 с ЖРД РД-214.

Октябрь 1955г    Выпущен эскизный проект ракеты Р-12 с ЖРД РД-214.

16 декабря 1955г    Директором завода №456 назначен А.А.Евтеев.

11 января - 6 февраля 1956г    Проведены зачетные испытания ракеты Р-5М с ЖРД РД-103М с имитатором ГЧ.

16 февраля - 23 марта 1956г    Выполнен первый этап отработки на ракете Р-5РД отдельных систем ракеты Р-7.

2 февраля 1956г    Осуществлен экспериментальный пуск ракеты Р-5М с ядерным зарядом с использованием ЖРД РД-103М.

Февраль 1956г    Выпущен отчет “Термоядерный ракетный двигатель”.

Апрель 1956г    Указом Президиума ВС СССР за разработку и испытание ЖРД РД-103М для ракеты Р-5М, несущей ядерный заряд, В.П.Глушко удостоен звания Героя Социалистического Труда.

21 июня 1956г    Ракета Р-5М с ЖРД РД-103М принята на вооружение.

1956г    Отработка ЖРД РД-107 и РД-108 совместно с рулевыми камерами конструкции ОКБ-1 на стенде ОКБ-456 в Химках.

20 июля - 18 августа 1956г    Проведен второй этап отработки отдельных систем ракеты Р-7 в полетах на ракете Р-5РД.

1956г    А.М.Исаев посетил ОКБ-456 для ознакомления с конструкторскими и технологическими разработками по ЖРД.

15 августа 1956г    Выполнено первое стендовое огневое испытание ЖРД РД-107 в составе бокового блока ракеты Р-7 в Загорске.

17 декабря 1956г    Принято Постановление Правительства о разработке ракеты Р-16 с ЖРД РД-218 и РД-219.

27 декабря 1956г    Выполнено первое стендовое огневое испытание ЖРД РД-108 в составе центрального блока ракеты Р-7 в Загорске.

1956г    Принято Постановление Правительства о разработке ядерных ракетных двигателей в СССР. В.П.Глушко назначен главным конструктором двигателя.

Февраль 1957г    Принято Постановление Правительства о запуске первого спутника с помощью ЖРД РД-107ПС и РД-108ПС.

20 февраля 1957г    Проведено стендовое огневое испытание ЖРД РД-107 и РД-108 в составе «пакета» ракеты Р-7 в Загорске.

Март 1957г    Выполнено первое огневое стендовое испытание ракеты Р-12 с ЖРД РД-214 на стенде в Загорске.

30 марта 1957г    Проведено огневое стендовое испытание летного варианта “пакета” ракеты Р-7 с ЖРД РД-107 и РД-108 в Загорске.

15 мая 1957г    Осуществлен первый пуск ракеты Р-7 с ЖРД РД-107 и РД-108.

8 июня 1957г    Подписан приказ МОП о передаче в ОКБ-456 разработки и изготовления рулевых камер ЖРД РД-107 и РД-108 ракеты Р-7 и автоматики для них.

22 июня 1957г    Осуществлен первый пуск ракеты Р-12 с ЖРД РД-214 с полигона Капустин Яр.

21 августа 1957г    Проведен первый успешный пуск МБР Р-7 с ЖРД РД-107 и РД-108.

4 октября 1957г    Начало космической эры - запуск первого искусственного спутника Земли ракетой-носителем «Спутник» с ЖРД РД-107 и РД-108.

6 декабря 1957г    Принято Постановление Правительства о безвозмездной передаче КНР лицензии на производство ракет Р-2 с ЖРД РД-101, а также направления в КНР полного комплекта техдокументации.

1957г    Главный конструктор В.П.Глушко и начальник лаборатории огневых испытаний В.Л.Шабранский удостоены звания лауреатов Ленинской премии, зам. главного конструктора В.А.Витке и В.И.Курбатову, слесарю-сборщику Н.Г.Васильеву присвоено звание Героев Социалистического Труда за разработку двигателей РД-107 и РД-108.

Декабрь 1957г    ОКБ-456 вместе с заводом вошли в состав Государственного комитета по оборонной технике.

1957г    Начало работ по ЖРД РД-216, РД-218 и РД-219 для ракет Р-14 и Р-16.

Январь 1958г    Приказом ГКОТ определены головные заводы по серийному производству ракеты Р-7 и ее агрегатов, в том числе по двигателям РД-107 и РД-108 - завод №24 Куйбышевского совнархоза.

Начало 1958г    Организована специальная конструкторско-расчетная бригада по ядерным двигателям под руководством Р.А.Глиника.

20 марта 1958г    Организован Приморский филиал ОКБ-456 (филиал №1) около Выборга в Ленинградской области для работ по фторной тематике под руководством Е.Н.Кузьмина.

Март 1958г    Оказание технической помощи заводам №19 в Перми и №29 в Омске по освоению и оранизации серийного производства ЖРД РД-214.

Апрель 1958г    Направлено в Правительство предложение главных конструкторов ракетной техники о разработке новой ракеты Р-9 на кислороде-керосине.

23 апреля 1958г    Посещение ОКБ-456 Н.С.Хрущевым в сопровождении С.М.Буденного, Л.И.Брежнева, А.И.Кириченко, М.П.Георгадзе; вручение правительственных наград сотрудникам предприятия.

Июнь 1958г   Выполнен предэскизный проект ЯРД.

30 июня 1958г    Принято Постановление Правительства о дальнейшем развитии работ по ядерным двигателям. ОКБ-456 определено головным в области двигателей типа «А».

2 июля 1958г    Принято Постановление Правительства о разработке ракеты Р-14 с ЖРД РД-216.

Сентябрь 1958г    Проведен пуск ракеты Р-12 с ЖРД РД-214 в присутствии руководства страны во главе с Н.С.Хрущевым на полигоне Капустин Яр.

1958г    Введен в строй стенд №4 для огневых испытаний ЖРД.

24 декабря 1958г    Первое летное испытание ракеты Р-7А с ЖРД РД-107 и РД-108.

Декабрь 1958г    Завершены летные испытания ракеты Р-12 с ЖРД РД-214.

Декабрь 1958г    Организован Омский филиал ОКБ-456 (филиал №3) для обеспечения производства ЖРД РД-119 и РД-216 во главе с В.Ф.Хомрачем.

1958г    Организован Приволожский филиал ОКБ-456 (филиал №2) при заводе №24 в Куйбышеве (ныне Самара) для обеспечения производства ЖРД РД-107 и РД-108 под руководством Ю.Д.Соловьева (до 1960г), затем Р.И.Зеленева (до 1975г), А.Ф.Удалова (до 1978г) и А.А.Ганина (до настоящего времени).

4 марта 1959г    Ракета Р-12 с ЖРД РД-214 принята на вооружение.

13 мая 1959г    Приняты Постановления Правительства о разработке ракеты Р-9 на переохлажденном кислороде и ракеты Р-16 на долгохранимом топливе.

18 июля 1959г    Организован Камский филиал ОКБ-456 (филиал №4) при Пермском моторостроительном заводе им. Я.М.Свердлова для конструкторского сопровождения изготовления ЖРД РД-214 для ракет Р-14 под руководством Ю.Д.Плаксина (до 1980г), затем Н.В.Пиксотова   (до 1982г) и Д.П.Журавлева (до настоящего времени).

31 августа 1959г    Осуществлен первый пуск ракеты Р-12 с ЖРД РД-214 из шахты на полигоне Капустин Яр.

14 сентября 1959г    Организован Красноярский филиал ОКБ-456 (филиал №5) для обеспечения производства ЖРД разработки ОКБ-456 на заводе «Красмаш» под руководством А.Я.Китаева.

Октябрь 1959г    Завершен эскизный проект ракеты Р-9 с ЖРД РД-111.

Октябрь 1959г    Принято Постановление Правительства об организации серийного производства ракет Р-16 с двигателями РД-218 и РД-219 на заводах Омского совнархоза.

24 декабря 1959г    Осуществлен первый пуск МБР Р-7А с ЖРД РД-107 и РД-108.

1959г    Разработан эскизный проект мощного ядерного ракетного двигателя.

Конец 1950-ых гг    Разработаны новые рулевые камеры ЖРД РД-107 и РД-108 с уменьшенной массой и увеличенным удельным импульсом тяги.

20 января 1960г    Ракета Р-7 с двигателями РД-107 и РД-108 принята на вооружение.

Начало 1960г    Начаты работы по ЖРД РД-303 на фторе и аммиаке тягой 10тс.

5 марта 1960г    Организована конструкторская бригада для проектной проработки вариантов перспективных двигателей под руководством С.П.Агафонова.

28 марта 1960г    Начало огневых стендовых испытаний ракеты Р-14 с ЖРД РД-216 в Загорске.

Апрель 1960г    Предложение В.П.Глушко о модернизации ракеты Р-7 путем установки двигателей РД-111 с ракеты Р-9 направлено в ОКБ-1.

23 мая 1960г    Постановлением Правительства ОКБ-456 совместно с КБ-4 ОКБ-586 утверждены головными исполнителями работ по ЖРД для ракеты Р-26.

6 июня 1960г    Проведено первое летное испытание ЖРД РД-216 в составе ракеты Р-14 на полигоне Капустин Яр.

23 июня 1960г    Начало разработки ЖРД РД-501 на перекиси водорода и пентаборане.

23 июля 1960г    Принято Постановление Правительства о создании мощных ракет-носителей, и соответственно мощных ЖРД для них.

8 августа 1960г    Принято Постановление Правительства о разработке РН “Космос” на базе ракеты Р-12 с ЖРД РД-214 и новым РД-119 для второй ступени.

Август 1960г    Начаты огневые стендовые испытания первой и второй ступеней ракеты Р-16 с ЖРД РД-218 и РД-219 в Загорске.

12 сентября 1960г    Ракета Р-7А с ЖРД РД-107 и РД-108 принята на вооружение.

24 октября 1960г    В результате аварии при подготовке ракеты Р-16 к пуску погибла большая группа специалистов ракетно-космической техники, в том числе зам.главного конструктора ОКБ- 456 Г .Ф.Фирсов и молодые сотрудники ОКБ-456 Б.Н.Сергеев и В.А.Кошкин.

Декабрь 1960г    Завершены летные испытания ракеты Р-14 с ЖРД РД-216.

16 декабря 1960г    Директором опытного завода №456 назначен Ю.Д.Соловьев.

1960г    Зам. главного конструктора В.И.Лавренец-Семенюк и начальник объединенного двигательного отдела В.П.Радовский удостоены звания лауреата Ленинской премии за создание РД-214 для ракеты Р-12.

1960-1961гг    Выпущен отчет и эскизный проект ядерного ракетного двигателя на жидком водороде.

1960-1962гг    Разработка однокамерного ЖРД РД-119 на кислороде и НДМГ для второй ступени РН «Космос».

2 февраля 1961г    Осуществлен первый пуск двухступенчатой ракеты Р-16 с ЖРД РД-218 и РД-219.

9 апреля 1961г    Проведено первое летное испытание ЖРД РД-111 в составе ракеты Р-9.

12 апреля 1961г    С помощью ЖРД РД-107 и РД-108 осуществлен полет первого в мире человека в космос на РН “Восток”.

21 апреля 1961г    Выполнен первый успешный пуск ракеты Р-9 с ЖРД РД-111.

24 апреля 1961г    Ракета Р-14 с ЖРД РД-216 принята на вооружение.

Апрель 1961г    Выпуск эскизных проектов на разработку ЖРД для первой ступени РН Н1 и их модифицированных вариантов для второй ступени (три варианта топлива).

19 августа 1961г    В.И.Курбатов назначен первым зам. главного конструктора (до 1974г).

20 октября 1961г    Ракета Р-16 (первого этапа) с ЖРД РД-218 и РД-219 принята на вооружение.

27 октября 1961г    Осуществлено первое летное испытание РН “Космос” с ЖРД РД-214 и РД-119 на первой и второй ступени.

30 октября 1961г    Двигатель РД-119 передан для производства на серийный завод «Красмаш».

31 октября 1961г    Принято Постановление Правительства о разработке РН “Интеркосмос” на базе ракеты Р-14 с ЖРД РД-216.

25 ноября 1961г    Ракета Р-16 (унифицированный вариант) с ЖРД РД-218 и РД-219 принята на вооружение.

1961г    ОКБ-456 награждено орденом Ленина, главному конструктору В.П.Глушко вторично присвоено звание Героя Социалистического Труда, этого звания удостоены также рабочие В.П.Зиновьев, М.Н.Ильюшин, испытатель Н.А.Шмагин, начальник конструкторского отдела С.П.Агафонов, начальник лаборатории огневых испытаний В.Л.Шабранский, зам. главного конструктора В.И.Лавренец-Семенюк, директор завода Ю.Д.Соловьев за обеспечение полета в космос Ю.А.Гагарина.

18 декабря 1961г    Ликвидирован Красноярский филиал ОКБ-456 (филиал №5) на заводе «Красмаш».

29 декабря 1961г    Президиум АН СССР наградил ОКБ-456 медалью в честь запуска в СССР первого в мире искусственного спутника Земли.

1961г    Начало разработки ЖРД РД-253 для первой ступени РН “Протон”.

1961-1962гг    Создан вычислительный центр ОКБ-456 на базе отечественной ЭЦВМ “Урал- 2” .

12 января 1962г    Начало ЛКИ ракеты Р-14У с ЖРД РД-216 наземного старта.

11 февраля 1962г    Начало ЛКИ ракеты Р-14У с ЖРД РД-216 шахтного старта.

Февраль 1962г    Завершены ЛКИ ракеты Р-16 наземного старта с ЖРД РД-218 и РД-219.

16 марта 1962г    Осуществлен первый запуск РН “Космос” с ЖРД РД-214 и РД-119 спутника “Космос- 1” .

16 марта 1962г    Подписан приказ ГКОТ о разработке ракеты Р-36 с ЖРД РД-251 и РД-252.

Апрель 1962г    Ракета Р-14 с ЖРД РД-216 принята на вооружение.

16 апреля 1962г    Принято Постановление Правительства по разработке ракет Р-36 и Р-56 с ЖРД на высококипящих компонентах топлива.

15 мая 1962г    Начало проведения технологических испытаний ЖРД РД-111 (8Д716) на стенде завода №24 в Куйбышеве.

26 мая 1962г    ОКБ-456 утверждено головным исполнителем работ по двигателю РД-253 для ракеты УР-500.

12 июня 1962г    Принято Постановление Правительства о разработке ракеты Р-36 с ЖРД РД-251 и РД-252.

26 июня 1962г    Принято Постановление Правительства о начале разработки ЖРД РД-270 для первой ступени РН тяжелого класса УР-700.

13 июля 1962г    Начало ЛКИ ракеты Р-16У с ЖРД РД-218 и РД-219 шахтного старта.

18 июля 1962г    Принято Постановление Правительства о проведении ОКБ-456 поисковых работ по выбору оптимальных схем и параметров ЖРД с тягой до 1000т в одной камере сгорания.

25 июля 1962г    Принято Постановление Правительства об организации производства РН «Космос» с ЖРД РД-214 и РД-119 на заводе №172 Пермского совнархоза.

Ноябрь 1962г    Проведено первое огневое испытание ЖРД РД-253.

Декабрь 1962г    Принято Постановление Правительства об организации серийного производства ЖРД РД-253 на заводах 319 и 33 Западно-Уральского совнархоза.

1962г    Сдан в эксплуатацию ЖРД РД-119 для второй ступени РН “Космос”.

1962г    Разработан эскизный проект ядерного ракетного двигателя на жидком водороде с максимальными показателями удельного импульса тяги.

1962-64гг    Проведение реконструкции стенда №1, в результате чего стенд стал закрытым.

14 февраля 1963г    Завершены летные испытания ракеты Р-9 с ЖРД РД-111 на комплексе “Десна-Н”. Комплекс не принят на вооружение.

22 февраля 1963г    Выполнен первый пуск ракеты Р-9А с ЖРД РД-111 с наземного комплекса “Долина”.

Июнь 1963г    Ракета Р-16 с ЖРД РД-218 и РД-219 принята на вооружение.

15 июля 1963г    Ракеты шахтного базирования Р-12У с ЖРД РД-214, Р-14У с ЖРД РД-216 и Р-16У с ЖРД РД-218 и РД-219 приняты на вооружение.

Июль 1963г    Переход к разработке газофазных ядерных ракетных двигателей с отказом от продолжения работ по ЯРД с твердофазным реактором.

Август 1963г    Проведено первое огневое испытание ЖРД РД-303 на стенде в Приморском филиале ОКБ-456.

27 сентября 1963г    Выполнен первый пуск ракеты Р-9А с ЖРД РД-111 из шахтного комплекса “Десна-В”.

28 сентября 1963г    Начало летных испытаний ЖРД РД-251 и РД-252 в составе первой и второй ступеней ракеты Р-36.

1963г    Выпущен отчет по ядерному ракетному двигателю средней мощности.

1963г    Конструкторская и технологическая документация на ЖРД РД-253 передана на Пермский моторостроительный завод имени Я.М.Свердлова для организации серийного производства.

2 февраля 1964г    Завершены ЛКИ ракеты Р-9А с ЖРД РД-111 на комплексах “Долина” и “Десна-В”.

Сентябрь 1964г    Начало ЛКИ РН “Интеркосмос” с ЖРД РД-216М на первой ступени.

1964г    Аттестация двигателей РД-214 производства пермского завода имени Я.М.Свердлова для ракеты Р-12 и РН “Космос” по результатам контрольно-выборочного испытания одного двигателя от партии в 21 двигатель без проведения контрольно-технологических испытаний.

14 января 1965г    Проведено первое летное испытание ракеты Р-36 из шахты.

28 апреля 1965г    Принято Постановление Правительства о разработке в 1965-1968гг ЖРД РД-280.

16 июля 1965г    Осуществлен первый пуск РН “Протон” с ЖРД РД-253 на первой ступени.

1965г    Начаты работы над ЖРД РД-302 по техническому заданию ОКБ “Южное” (всего проведено 309 огневых испытаний продолжительностью около 40 000 сек).

21 июля 1965г    Ракета Р-9А с ЖРД РД-111 с шахтным и наземным комплексами принята на вооружение.

24 августа 1965г    Принято Постановление Правительства о создании на базе ракеты Р-36 с ЖРД РД-251 и РД-252 космической РН.

22 октября 1965г    Решение МОМ о выполнении в ОКБ-456 предэскизного проекта РД-270 в связи с предложением Главных конструкторов В.Н.Челомея, В.П.Глушко, В.П.Бармина и В.И.Кузнецова.

Декабрь 1965г    Начало ЛКИ ракеты Р-36-0 с ЖРД РД-251 и РД-252.

Конец 1965г    Завершены огневые испытания РД-303 на фторе (проведено 98 испытаний продолжительностью более 1200 сек).

1965-66гг    Ознакомление специалистов ОКБ Н.Д.Кузнецова из Куйбышева с разработками ОКБ-456.

1965-67гг    Проведены работы по повышению устойчивости горения в камерах РД-251 и РД-252 для ракеты Р-36.

1965-71гг    Проведены проектные работы и экспериментальные исследования по созданию ЖРД с использованием новых компонентов топлива в различных сочетаниях: фтора, перекиси водорода, водорода, гидрида бериллия, жидкого лития, порошкообразного алюминия и др. Определены основы конструкции двигателя РД-560 на перекиси водорода и гидриде бериллия.

Март 1966г    Разработаны эскизные проекты РН «Циклон-2» и «Циклон-2А» с ЖРД РД-261 и РД-262.

Середина 1966г    Конструкторская документация по РД-251 и РД-252 согласована и принята Межведомственной комиссией.

Август -декабрь 1966г    ЖРД РД-107 демонстрируется на выставке «Экспо-66» в Монреале, Канада.

1966г    Сдан в эксплуатацию ЖРД РД-253 для первой ступени РН “Протон”.

1 января 1967г    ОКБ-456 и опытный завод №456 переименованы в КБ и опытный завод энергетического машиностроения (КБЭМ и ОЗЭМ).

Июнь 1967г    ЖРД РД-107 демонстрируется на международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже, Франция.

21 июля 1967г    Ракета Р-36 с ЖРД РД-251 и РД-252 принята на вооружение.

3 августа 1967г    ЖРД РД-107 демонстрируется на международной выставке в Будапеште, Венгрия.

Август 1967г    Начало ЛКИ РН «Циклон-2А» с ЖРД РД-261 и РД-262.

Октябрь 1967г - июль 1969г    Проведены огневые испытания экспериментальных ЖРД РД-270 с укороченным соплом (29 испытаний на 22 двигателях).

6 ноября 1967г    За создание ЖРД РД-253 Государственная премия присуждена В.П.Глушко, ведущему конструктору разработки М.Р.Гнесину, главному инженеру НИП Р.А.Гемранову и начальнику стенда А.А.Мотрову.

1967г    Начало модернизации ЖРД РД-216 для РН “Космос” на заводе «Красмаш».

1 февраля 1968г    Директором ОЗЭМ назначен С.П.Богдановский (до 1992г).

1968г    Ликвидирован Омский филиал КБ ЭНЕРГОМАШ в связи с окончанием серийного изготовления ЖРД РД-218 и РД-219 на Моторостроительном заводе им. П.И.Баранова.

Июнь 1968г    Организован серийный конструкторский отдел под руководством С.А.Шумакова.

1968г    Принято решение о продолжении разработки ЖРД РД-216М в КБ ЭНЕРГОМАШ, а его производства на “Южмаше”.

19 ноября 1968г    Ракета Р-36-0 с ЖРД РД-261 и РД-262 принята на вооружение.

1968г    Передача конструкторской документации на РД-216М на серийный завод “Южмаш” в Днепропетровск.

1968г    Начата разработка конструкторской документации по применению ЖРД РД-251 и РД-252 для РН “Циклон”.

1968г    Принято решение о передаче производства ЖРД РД-119 на завод ЭНЕРГОМАШ в Химки с завода “Красмаш”.

1968г    Начато издание сборника “Труды КБ ЭНЕРГОМАШ”.

Июль 1969г    Принято Постановление Правительства по разработке фторно-аммиачного ЖРД РД-301 по техническому заданию КБ Прикладной механики.

Август 1969г    Начало ЛКИ РН «Циклон-2» с ЖРД РД-261 и РД-262.

2 сентября 1969г    Принято Постановление Правительства о разработке ракеты Р-36М с ЖРД РД-264.

14 октября 1969г    РН “Интеркосмос” с ЖРД РД-216М запущен спутник “Интеркосмос- 1” .

3 квартал 1969г    Остановка работ по разработке ЖРД РД-270 из-за отсутствия решения о дальнейших работах по РН УР-700.

1969г    Выпущен эскизный проект по ЖРД РД-264 для ракеты Р-36М.

1969-70гг    Проведение работ по усовершенствованию стенда №1 для огневых испытаний ЖРД.

1969-72гг    Спроектировано оборудование заправочного комплекса для жидкого фтора.

Апрель 1970г    Проведены первые огневые испытания ЖРД РД-263, четыре таких ЖРД составляют ЖРД РД-264 для первой ступени ракеты Р-36М.

1970г    Выпущен эскизный проект по ЖРД РД-268 для ракеты МР-УР-100.

Март 1971г    Выполнено первое огневое испытание ЖРД РД-268.

1971г    Защита эскизного проекта бортовой энергетической ядерной установки на совместном НТС Министерства общего машиностроения и Министерства среднего машиностроения.

1971г    Начало передачи конструкторской документации по ЖРД РД-263 на завод “Южмаш” в Днепропетровск.

1972г    Начало работ по разработке устройств на новых физических принципах - непрерывных химических лазеров на фторе.

6 марта 1972г    Проведено первое летное испытание ЖРД РД-264 в составе первой ступени МБР Р-36М.

26 декабря 1972г    Начаты летные испытания ЖРД РД-268 в составе ракеты МР-УР-100.

Декабрь 1972г-январь 1973г    Проведены огневые испытания установочной партии ЖРД РД-263 производства “Южмаша” на стенде КБ ЭНЕРГОМАШ.

Январь 1973г    Начаты зачетные испытания ЖРД РД-301 в Приморском филиале КБ ЭНЕРГОМАШ.

Начало 1970-х гг    Изготовление разгонных блоков 11С813 с ЖРД РД-301 на Омском авиационном заводе.

21 февраля 1973г    Осуществлен первый полет ракеты Р-36М с ЖРД РД-264.

12 апреля 1973г    По инициативе В.П.Глушко открыт музей ГДЛ-ОКБ в Петропавловской крепости Ленинграда.

Первая половина 1973г    Проведены проработки возможных вариантов кислородно-керосиновых двигателей с тягой не менее 500т.

Май 1973г    Осуществлены контрольно-выборочные испытания от первого серийного комплекта ЖРД РД-263 производства “Южмаша” на стенде КБ ЭНЕРГОМАШ.

Середина 1973г    Выбрана компоновка четырехкамерного ЖРД для разработки мощного кислородно-керосинового двигателя.

Август 1973г    Завершены испытания РН «Циклон-2» с ЖРД РД-261 и РД-262.

Сентябрь 1973г    Проведены МВИ четырех экземпляров ЖРД РД-263 с новой схемой запуска.

Конец 1973г    Поставка ЖРД РД-301 для огневых стендовых испытаний в составе ступени.

22 мая 1974г    В.П.Глушко назначен директором и генеральным конструктором НПО “Энергия”. КБЭМ и ОЗЭМ вошли в состав образованного НПО “Энергия”.

6 июня 1974г    В.П.Радовский назначен первым зам.начальника и главного конструктора КБ ЭНЕРГОМАШ.

11 июля 1974г    В.П.Радовский назначен заместителем генерального конструктора НПО “Энергия”, главным конструктором и начальником КБ ЭНЕРГОМАШ.

22 августа 1974г    В.Ф.Трофимов назначен первым зам.главного конструктора (до 1993г).

Середина 1974г    Начало завершающих доводочных испытаний ЖРД РД-301.

Август 1974г - ноябрь 1977г    Проведены огневые испытания модельных двигателей 1УК и 2УК для отработки процессов в камере и модельном газогенераторе для РД-170 (346 огневых испытания с наработкой 19658 секунд).

Декабрь 1974г    Разработан эскизный проект РН «Зенит».

29 апреля 1975г    ЖРД РД-107 демонстрируется на международной выставке в Вене, Австрия.

Август 1975г    Испытания ЖРД РД-268 переданы из КБ ЭНЕРГОМАШ в Пермь.

30 декабря 1975г    Ракета Р-36М с ЖРД РД-264 и ракета МР-УР-100 с ЖРД РД-268 приняты на вооружение.

1975г    Завершена реконструкция стендовой базы на территории ГИПХ в Ленинграде для экспериментальных исследований НХЛ.

1975г    Начаты работы по системам автоматизированного проектирования (САПР) ЖРД.

1975-76гг    Проведение работ по усовершенствованию стенда №1 для огневых испытаний ЖРД.

17 февраля 1976г    Принято Постановление Правительства о создании многоразовой космической системы в составе разгонной ступени и орбитального самолета.

16 марта 1976г    Принято Постановление Правительства о разработке РН «Зенит» с ЖРД РД-171 и РД-120.

22 апреля 1976г    Подписано решение МВК о допуске ЖРД РД-301 к испытаниям в составе разгонного блока.

Июнь 1976г - сентябрь 1978г   Проведены огневые испытания модельного двигателя 3УК для отработки конструкции газогенератора РД-170 (132 огневых испытания с наработкой 5193 секунд).

16 августа 1976г    Принято Постановление Правительства о создании ракеты МР-УР-100У с ЖРД РД-268.

12 декабря 1976г    В.П.Глушко утвердил эскизный проект МКС с двухступенчатой РН с кислородно-керосиновой первой ступенью и кислородно-водородной второй ступенью.

Декабрь 1976г    Успешно проведен третий (окончательный) этап завершающих доводочных испытаний ЖРД РД-301 - всего испытано 274 фторных ЖРД с суммарной наработкой более 200 000 сек.

1976г    Ракета Р-36М с ЖРД РД-264 принята на вооружение.

1976г    За разработку ЖРД РД-264 для ракет Р-36М В.П.Радовский удостоен звания Героя Социалистического Труда, Государственную премию получили начальники комплексов В.Г.Захаров и Ю.Н.Ткаченко.

3 февраля 1977г    Принято Постановление Правительства о прекращении работ по разгонному блоку с фторными двигателями.

Февраль 1977г    Разработан эскизный проект РН «Зенит» с ЖРД РД-171 и РД-120 в моноблочном варианте.

Май 1977г - июнь 1978г    Проведены огневые испытания модельного двигателя 2УКС для отработки конструкции камеры РД-170 (68 огневых испытаний с наработкой около 6000 секунд).

25 сентября 1977г    Проведено первое летное испытание ракеты МР-УР-100У с ЖРД РД-268.

1977г    Закончено использование ракеты Р-5 с РД-103 в модификации РН “Вертикаль” в научных программах Академии наук СССР.

Июнь 1978г - декабрь 1980г   Проведены огневые испытания модельного двигателя 6УК для отработки конструкции ТНА РД-170 (31 огневое испытание с наработкой 280 секунд).

1978г    Начало работ по организации серийного производства ЖРД РД-170 и РД-171 на ПО “Полет” в Омске - изготовление оснастки для производства узлов и деталей двигателей.

31 января 1979г    Проведено первое огневое испытание ЖРД РД-120 для второй ступени РН “Зенит”.

29 декабря 1979г    КБ ЭНЕРГОМАШ награждено орденом Октябрьской Революции за большой вклад в организацию и развитие работ по созданию новой техники.

Январь 1980г    Завершены ЛКИ РН «Циклон-3» с ЖРД РД-261 и РД-262.

Первая половина 1980г    Начало работ по форсированию ЖРД РД-264.

19 августа 1980г    Проведено последнее огневое испытание двигателя РД-268 производства ОЗЭМ на стенде пермского завода им. Я.М.Свердлова.

25 августа 1980г    Проведено первое огневое испытание ЖРД РД-170 - самого мощного в мире ЖРД, предназначенного для первой ступени РН «Энергия».

11 октября 1980г    Подписан приказ МОМ о разработке эскизного проекта семейства однокамерных ЖРД МД-185 для первой ступени РН «Зенит» и «Энергия». Создание в КБ ЭНЕРГОМАШ специальной группы по проработке этого проекта под руководством И.А.Клепикова.

17 декабря 1980г    Ракета МР-УР-100У с ЖРД РД-268 и ракета Р-36МУ с ЖРД РД-264 приняты на вооружение.

9 июня 1981г    Проведено первое успешное огневое испытание ЖРД РД-170.

Сентябрь 1981г    Успешно проведено контрольно-технологическое испытание ЖРД РД-171 №18, предназначенного для дальнейших испытаний в составе первой ступени РН “Зенит”.

1981г    Изготовлен первый макет ЖРД РД-170 в ПО “Полет” в Омске.

1981г    Начаты исследования конструкции и параметров трехкомпонентного ЖРД на топливе “кислород - углеводородное горючее - водород” различных схем.

1981г    Начаты исследования схем и параметров ЖРД с использованием сжиженного природного газа (метана) применительно к перспективным средствам выведения.

Март 1982г    Выпущен эскизный проект на модернизированный ЖРД РД-274 для первой ступени ракеты Р-36М2.

26 июня 1982г    Аварийное огневое испытание ЖРД РД-171 в составе первой ступени РН “Зенит” на стенде НИИХиммаш в Загорске.

Декабрь 1982г    Проведена первая сборка «пакета» РН «Энергия» с ЖРД РД-170 (экспериментальная технологическая ракета 4М) в МИК Байконура.

Май 1983г    Проведено первое огневое испытание ЖРД РД-170 на номинальном режиме тяги.

7 июня 1983г    Организован Омский филиал КБЭМ НПО “Энергия” (филиал №3) для авторского надзора и конструкторского сопровождения изготовления ЖРД РД-170 и РД-171 под руководством А.В.Умрихина (до 1993г), А.М.Вергуна (с 1993г до настоящего времени).

30 июня 1983г    КБЭМ определено головным исполнителем в части опытно-конструкторской разработки двигателя на ядерной энергии типа “А”.

Июнь 1983г    Изготовлен первый двигатель РД-170 на ПО “Полет” в Омске.

9 августа 1983г    Принято Постановление Правительства о разработке ракеты Р-36М2 с ЖРД РД-274.

1983-1984гг    Выпуск конструкторской документации на двигатель РД-274 в КБ ЭНЕРГОМАШ и подготовка производства на заводе “Южмаш” в Днепропетровске к его изготовлению.

Февраль 1984г    Вышло техническое задание АН СССР на использование при разработке средств выведения перспективных горючих в паре с кислородом, включая метан и пропан.

1 декабря 1984г    Проведено первое успешное огневое испытание ЖРД РД-171 в составе первой ступени РН “Зенит” на стенде НИИХиммаш в Загорске.

13 апреля 1985г    Осуществлен первый запуск РН “Зенит” с ЖРД РД-171 и РД-120 на первой и второй ступени.

Май 1985г    Завершены доводочные испытания ЖРД РД-273 для ракеты Р-36М2 на испытательной базе завода Южмаш в Днепропетровске.

Июль-август 1985г    Проведены завершающие доводочные испытания ЖРД РД-273 для ракеты Р-36М2 на испытательной базе завода Южмаш в Днепропетровске.

Ноябрь 1985г    Проведены огневые стендовые испытания ЖРД РД-170 в составе блока А РН «Энергия».

Декабрь 1985г-февраль 1986г    Проведены МВИ ЖРД РД-273 для ракеты Р-36М2.

Декабрь 1985г    Направление работ по НХЛ возглавил заместитель главного конструктора Б.И.Каторгин.

Март 1986г    Начало ЛКИ ЖРД РД-274 в составе ракеты Р-36М2.

Июль 1986г    Выдано заключение о допуске ЖРД РД-170 в составе блока А к летным испытаниям в РН «Энергия».

15 мая 1987г    Осуществлен успешный запуск РН “Энергия” с ЖРД РД-170 на первой ступени.

Июнь 1987г    ЖРД РД-253 демонстрируется на международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже, Франция.

Декабрь 1987г    Завершены летные испытания РН «Зенит» с ЖРД РД-171 и РД-120.

Январь 1988г    Начаты работы по созданию отечественного сепаратора-сливкоотделителя производительностью 25 тонн в час для пищевой промышленности. 

16 февраля 1988г    Руководителем темы по разработке трехкомпонентного двухрежимного ЖРД РД-701 назначен М.Р.Гнесин.

Март 1988г    Завершены ЛКИ ракеты Р-36М2 с ЖРД РД-274.

11 августа 1988г    Ракета Р-36М2 с ЖРД РД- 274 принята на вооружение.

15 ноября 1988г    Осуществлен успешный пуск универсальной ракетно-космической системы “Энергия - Буран” с ЖРД РД-170 на первой ступени.

Декабрь 1988г    Начата отработка ЖРД РД-170 на десятикратный ресурс работы.

1988г    За создание ЖРД РД-274 для ракеты Р-36М2 зам.главного конструктора В.Ф.Рахманин удостоен Государственной премии.

Июнь 1989г    ЖРД РД-170 демонстрируется на международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже, Франция.

Июнь 1989г    Последние ракеты Р-12 с РД-214 сняты с вооружения для последующего уничтожения по договору между СССР и США по ракетам средней дальности.

Август 1989г     Аттестация двигателей РД-216М производства завода «Южмаш» для РН “Космос” по результатам контрольно-выборочного испытания одного двигателя от партии в 21 двигатель.

1989г    Официально подтверждена возможность четырехкратного полетного использования ЖРД РД-170.

19 января 1990г    КБ и завод ЭНЕРГОМАШ выведены из состава НПО “Энергия” и преобразованы в НПО ЭНЕРГОМАШ.

1990-1992гг    ЖРД РД-253 и РД-301 демонстрируются на выставке “Советский космос” в Бостоне, Сиэттле и Форт-Уорсе (США).

Апрель 1990г    За создание ЖРД РД-170 и РД-171 звания лауреатов Ленинской премии удостоены ведущий конструктор разработки М.Р.Гнесин, главный инженер завода Г.Г.Деркач, начальник отдела летных испытаний Д.Е.Астахов.

1990г    Начальник отдела, ведущий конструктор разработки В.К.Чванов удостоен звания лауреата Государственной премии за создание РД-120 для второй ступени РН “Зенит”.

14 марта 1991г    Генеральным директором и главным конструктором НПО ЭНЕРГОМАШ назначен Б.И.Каторгин, заменив на этом посту В.П.Радовского, ушедшего на пенсию (14.03.91 – 11.03.05).

18 апреля 1991г    Принято решение Мособлсовета народных депутатов о присвоении имени академика В.П.Глушко НПО ЭНЕРГОМАШ.

15 мая 1991г    Приказом Министерства общего машиностроения НПО ЭНЕРГОМАШ присвоено имя академика В.П.Глушко.

30 января 1992г    Б.И.Каторгин назначен генеральным директором и генеральным конструктором НПО ЭНЕРГОМАШ.

1 февраля 1992г    Первым зам.генерального директора НПО ЭНЕРГОМАШ, директором ОЗЭМ назначен Г.Г.Деркач ( до 2000 г ).

26 октября 1992г    Заключено Соглашение о совместном маркетинге и лицензировании технологий НПО ЭНЕРГОМАШ в США между Пратт-Уитни (США) и НПО ЭНЕРГОМАШ (Россия).

1992г    Официально подтверждена возможность десятикратного полетного использования ЖРД РД-170.

1992г    НПО ЭНЕРГОМАШ назначено головной организацией в стране по научно-исследовательской и экспериментальной работе по непрерывным химическим лазерам (НХЛ).

19 февраля 1993г    Гибель пяти сотрудников НПО ЭНЕРГОМАШ из-за утечки кислорода и последующего возгорания на стенде №2 для огневых испытаний ЖРД.

1 июня 1993г    В.К.Чванов назначен первым зам.генерального директора и генерального конструктора.

1993-94гг    Разработаны технические предложения по коммерческому мобильному наземному и морскому РКК “Рикша” с ЖРД с использованием сжиженного природного газа.

22 апреля 1994г    В НПО ЭНЕРГОМАШ проведено межотраслевое совещание по проблемам применения метана в ракетной, авиационной, автомобильной промышленности и на транспорте.

9 августа 1994г    Проведено первое огневое испытание экспериментального трехкомпонентного ЖРД на стенде НИИХиммаш в Сергиевом Посаде с целью подтверждения концепции трехкомпонентных двухрежимных ЖРД РД-701 и РД-704.

Август 1995г    НПО ЭНЕРГОМАШ инициирует и участвует в разработке проекта глобальной многофункциональной космической телекоммуникационной системы (МКТС) “Ростелесат”.

11 октября 1995г    Впервые в истории проведены демонстрационные огневые испытания российского серийного ЖРД РД-120 в США на стенде компании Пратт энд Уитни во Флориде.

11 октября 1995г    Первое летное испытание РН «Протон» с двигателями РД-275 – модернизированным вариантом двигателя РД-2 53.

1995г    Проведены огневые испытания экспериментального ЖРД на кислороде - метане с вытеснительной подачей (наработка до 1000 сек при тяге до 150 кг , давлении в камере сгорания до 30 атм).

13 января 1996г    НПО ЭНЕРГОМАШ объявлено победителем конкурса на разработку ЖРД для модернизированной РН «Атлас IIAR » компании Локхид Мартин (США).

11 апреля 1996г    НПО ЭНЕРГОМАШ имени академика В.П.Глушко посетил президент России Б.Н.Ельцин.

30 июля 1996г    Вышел Указ Президента России о разработке МКТС “Ростелесат”.

15 ноября 1996г    Проведено первое огневое испытание ЖРД РД-180, разрабатываемого для первой ступени американской РН «Атлас IIAR », на стенде НПО ЭНЕРГОМАШ в Химках.

Июнь 1997г    ЖРД РД-180 демонстрируется на международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже, Франция.

Июль 1997г    Успешная защита проекта МКТС “Ростелесат”, созданного при головной роли НПО ЭНЕРГОМАШ с участием 45 предприятий ракетно-космической промышленности, связи и электроники, на межведомственной экспертной комиссии.

Октябрь 1997г    Образовано ОАО “Ростелесат” (среди его учредителей НПО ЭНЕРГОМАШ) для разработки МКТС “Ростелесат”. Генеральным директором избран Б.И.Каторгин.

29 июля 1998г    Проведено первое огневое испытание ЖРД РД-180 в составе ступени РН «Атлас III » компании Локхид Мартин на стенде Центра Маршалла в Хантсвилле, США.

2 января 1999г    Первый серийный двигатель РД-180 отправлен в США.

Март 1999г    Изготовлен макет двигателя РД-191 для РН «Ангара»

28 марта 1999г    Успешно проведен первый испытательный запуск РН “Зенит” с ЖРД РД-171 и РД-120 по программе “Морской старт” с плавучей платформы.

31 март а 1999г    Завершение сертификационных испытаний ЖРД РД-180.

21 апреля 1999г    Выполнен первый коммерческий пуск РН «Днепр» - преобразованной МББР РС-20 с двигателями РД-264

24 мая 2000г    Впервые в истории выполнен запуск американской РН «Атлас 3А» с российским двигателем РД-180

2000г    Зам.генерального директора НПО ЭНЕРГОМАШ, директором опытного завода назначен С.С.Головченко.

2001г    Проведены сертификационные испытания РД-180 для использования в составе РН «Атлас 5»

Март 2001г    Изготовлен макет двигателя РД-191 для космического корабля «Байкал»

21 мая 2001г    Выполнен запуск РН «Союз-ТМ» с новыми модернизированными двигателями РД-107 и РД-108 (14Д21 и 14Д22)

27 июля 2001г    Проведено первое доводочное огневое испытание двигателя РД-191 для нового семейства РН «Ангара»

2002г    Проведены сертификационные испытания РД-180 для использования в тяжелом варианте РН «Атлас 5»

21 февраля 2002г    Выполнен первый запуск РН «Атлас 3В» с двигателем РД-180

30 марта 2002г    Подписан Меморандум о разработке двигателя «Волга» на кислороде-метане (совместно с ИЦ имени М.В.Келдыша, КБХА) с группой западноевропейских аэрокосмических организаций (Снекма, Астриум, Вольво Аэро, Техспейс Аэро)

21 августа 2002г    Выполнен первый запуск РН «Атлас 5» с двигателем РД-180

27 сентября 2002г    Подписано лицензионное соглашение на экспорт в США полного комплекта конструкторской, технологической и испытательной документации по двигателю РД 180

4 декабря 2002г    Получены лицензии на экспорт полного комплекта технической документации на двигатель РД 180 по лицензионному соглашению

10 июня 2003г    Выполнен первый пуск РН «Зенит 3SL» по программе «Морской старт с модифицированным двигателем РД-120 второй ступени.

13 декабря 2003г    Указом Президента РФ присуждена Государственная премия РФ за 2002 год в области науки и техники генеральному директору и генеральному конструктору Б.И.Каторгину, директору завода С.С.Головченко, зам. главного конструктора, начальнику отдела В.И.Семенову, главному инженеру НПЦ В.Н.Худякову, первому зам.генерального директора и генерального конструктора В.К.Чванову, главному конструктору Ф.Ю.Челькису за работу «Исследование, разработка и внедрение на мировой рынок мощного маршевого ЖРД РД-180»

25 марта 2004г    На Украину поставлен первый товарный двигатель РД-171М после проведения КТИ продолжительностью 140 сек

17 июля 2004г    Завершена сертификация модифицированного ЖРД РД-171М для первой ступени РН «Зенит 3SL»

11 марта 2005г    Генеральным директором НПО ЭНЕРГОМАШ назначен Пирогов Николай Анатольевич, заменивший Б.И.Каторгина

15 июня 2005г     Завершена программа межведомственных испытаний 3-х двигателей 14Д14М (модификация двигателя РД-253 для первой ступени РН «Протон»)  

15 февраля 2006 г - первый запуск РН «Зенит-3SL» с РД-171М

 

7 июля 2007 г – первый запуск РН «Протон-М» с двигателями РД-275М (14Д14М)

 

26 апреля 2008 г - первый запуск РН «Зенит-3SLБ» с РД-171М по программе «Наземный старт»

 

29 августа 2008 г - открыта мемориальная доска В.П.Глушко в Москве (Кудринская площадь, д.1)

 

2 сентября 2008 г – празднование 100-летия со дня рождения академика В.П.Глушко

 

27 апреля 2009 г – Д.В.Пахомов избран генеральным директором ОАО «НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко» (до 04.10.2010)

 

Лето-осень 2009 г – три огневых испытания ЖРД РД-191 в составе УРМ-1 - первой ступени РН «Ангара» в НИЦ РКП (г.Пересвет, Московской области)

 

25 августа 2009 г – запуск первой южнокорейской РН КСЛВ-1 («Наро») с прототипом двигателя РД-191 в составе первой ступени российского изготовления

 

30 ноября 2009 г – посещение ОАО «НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко» Председателем Правительства России В.В.Путиным

 

17 марта 2010 г. - Премия Правительства РФ 2009 года в области науки и техники присуждена начальнику отдела Ромасенко Е.Н. за участие в работе по созданию принципиально новой высокоэффективной системы криообеспечения для силовых высокотемпературных сверхпроводящих систем различного назначения

 

4 октября 2010 г. – Единоличным исполнительным органом – управляющей компанией стало ОАО «РКК «Энергия». Исполнительным директором ОАО «НПО Энергомаш» назначен В.Л.Солнцев.

 

12 апреля 2011 г. – На здании КБ установлена мемориальная доска, посвященная главному конструктору и начальнику предприятия В.П.Радовскому

 

17 мая 2011 г. – Подписан акт Межведомственной комиссии об успешном завершении разработки ЖРД РД-191 для семейства РН «Ангара», открывающий путь к серийному производству двигателя.

 

6 февраля 2012 г. – Премия Правительства Российской Федерации 2011 года в области науки и техники присуждена д.т.н., профессору, первому заместителю исполнительного директора, главному конструктору ОАО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко» В.К. Чванову за участие в разработке фундаментальных основ проектирования ракетных двигателей. 

9 июля 2014 г. – Выполнен первый пуск РН «Ангара 1.2ПП» с РД-191.

 

4 августа 2014 г. – Исполнительным директором ОАО «НПО Энергомаш» назначен В.К.Чванов.

 

23 декабря 2014 г. – Выполнен первый пуск РН «Ангара 5» с пятью РД-191.

 

19 февраля 2015 г. – Исполнительным директором ОАО «НПО Энергомаш» назначен В.А.Колмыков. 

 

 

НПО ЭНЕРГОМАШ располагалось раньше:

Ленинград 1929 - 1933
Москва 1934 - 1938
Тушино, Московская область 1939 - 1940
Казань 1940 - 1946
Химки, Московская область с 1946 по настоящее время
© 2017 НПО Энергомаш. Все права защищены